Ушел из жизни Анисим Дзаттиаты

Многолетняя работа музыканта связана со многими важными сторонами развития народно-певческого и профессионального хорового творчества. Анисим Дзаттиаты известен в республике как композитор, автор хоровой светской и духовной музыки, талантливый организатор, исследователь и практик хорового искусства.

Родился Анисим Дзаттиаты 20 июня 1934 года в Южной Осетии, в селении Сба Дзауского района. С детских лет у мальчика проявились незаурядные музыкальные способности: отличный слух, память, воображение. Ребенком Аким научился играть на осетинских струнных инструментах — дала-фандыр҆е и хъисын-фандыр҆е, но профессионально музыкой не занимался. Одним из главных воспоминаний детства стало для Анисима аутентичное народно-хоровое песенное творчество, заложившее фундамент всего последующего интереса и любви к народной песне. Юноша восхищался и силой воздействия хорового искусства на слушателей, и мастерством народных певцов, и красотой самой музыки.

Полученные в детские годы музыкальные навыки и знания позволили молодому человеку после окончания Ногирской средней школы три года проработать артистом оркестра государственного ансамбля песни и танца Юго-Осетии «Симд». Профессиональный национальный ансамбль находился на высоком художественном уровне, переживал плодотворный период своего творческого развития. С большим успехом проходили концерты не только в Осетии, но и на гастролях по городам Украины, Аджарской и Абхазской АССР.

В эти годы Анисим убедился в том, что музыка должна стать его профессией. Пришло решение учиться хоровому дирижированию. В 1961 году Анисим поступил на дирижерско-хоровое отделение Орджоникидзевского училища искусств,Получив образование у прекрасных педагогов, после окончания училища молодой музыкант стал работать в Государственном Юго-Осетинском ансамбле песни и танца «Симд» дирижером-хормейстером и руководителем оркестра народных инструментов.

Четыре плодотворных года, с 1973 по 1977 Анисим Дзаттиаты возглавлял Областной Дом народного творчества Юго-Осетии, отдавая дань важному делу пропаганды народного хорового пения и инструментального исполнительства. Понимая, что запрос на создание самодеятельных хоровых коллективов достаточно высок, а уровень их музыкального развития весьма различен, Дзаттиаты регулярно проводил совместно с коллегами методические семинары для руководителей народных коллективов Цхинвальского, Дзауского, Ленингорского и Знаурского районов Южной Осетии. Музыкант осознавал невозможность набора в народные хоры и инструментальные ансамбли подготовленных исполнителей, поэтому уделял большое внимание тщательной работе с певцами, инструменталистами, не обладающими специальными музыкальными знаниями. Для широкого вовлечения народных исполнителей в процесс самодеятельного творчества Анисим Антонович создавал новые коллективы, проводил разнообразные культурно-массовые мероприятия. Так, в Доме культуры Дзауского района он организовал хор и оркестр осетинских народных инструментов, в поселке Квайса (ныне городе) — кружок музыки.

Овладение музыкально-исполнительскими навыками в самодеятельном хоровом и инструментальном коллективе связано с расширением знаний и умений народного музыканта, повышением его культурного уровня и исполнительского мастерства. Анисим Дзаттиаты работал не только над характером и уровнем певческого звучания, но и над развитием исполнительских возможностей каждого певца-любителя, над расширением репертуара самодеятельных коллективов. Неслучайно во время работы в Доме народного творчества Дзаттиаты совершал экспедиции в Боржомский и Дзауский районы, записывал старинные осетинские песни и наигрыши.

Работу с живой аутентичной песенно-хоровой традицией Анисим Дзаттиаты не прерывал никогда, творчески совмещал её со своей деятельностью профессионального хормейстера, руководителя государственных хоровых коллективов. В 1977 году музыкант вновь вошел в ансамбль «Симд» в качестве хормейстера, сумел добиться повышения исполнительского уровня хора. Автор монографии об ансамбле «Симд» М. Шавлохов писал, что благодаря работе А.Дзаттиаты «артисты ансамбля достигают в своем исполнительском мастерстве высокой выразительности».

Работая долгие годы хоровым дирижером в ансамбле «Симд», в хорах героической песни (Владикавказ, Цхинвал), Дзаттиаты создал немало ярких, художественно убедительных произведений в жанре традиционной мужской историко-героической песни. Среди них «Ирӕй Ирмӕ», «Тохмӕ, лӕппутӕ!» на слова сл. Б. Тасоева, «Цхинвалы зарæг» на слова Т.Кокаева, песни о выдающихся представителях осетинской интеллигенции — Васо Абаеве, Шамиле Джигкаеве, Георгии Дзугаеве, Георгии Тедееве и многие другие.

В 1990-е годы в Осетии, как и во всей стране, вновь актуализировался интерес к этнографическому типу фольклоризма.Анисим Дзаттиаты, почувствовав «дух времени», осознав острую необходимость сохранения песенной фольклорной традиции, создал в середине 1990-х новый хоровой коллектив — Мужской хор национальной песни. Сначала хор функционировал как любительский, но уже в 1999 году стал государственным профессиональным. Призванный на высоком уровне развивать осетинское народно-песенное творчество, коллектив обрел филармонический статус, исполнял народные и авторские песни, выступал в городах и селениях РСО-А и РЮО. В репертуаре хора звучали осетинские народные песни «Ӕфсати», «Додой» («Горе»), «Æнæ хай» («Без доли») на слова К.Хетагурова, «Дзутты Кудзи», «Иссӕйы зарӕг» («Песня об Исса Плиеве»), песни Анисима Дзаттиаты «Ирӕй Ирмӕ», «Тохмӕ, лӕппутӕ!» на слова Б. Тасоева «Козаты Раздены зарæг» на слова И. Козаева, «Гӕздӕнты авд ӕфсымӕры зарӕг» («Песня о семи братьях Газдановых») на слова В. Икаева. С коллективом выступали лучшие солисты-вокалисты республики, в том числе народные артисты РФ Юрий Бацазов и Долорес Билаонова, известные в республике солисты Алихан Тедеев, Казбек Суанов.

На рубеже веков, когда все «осетинские музыканты вовлекаются в общероссийский процесс сакрализации музыки, проявляя всё более активный интерес к созданию духовно-концертных и церковно-богослужебных произведений», Дзаттиаты пишет литургические песнопения на осетинском языке для службы в Осетинской церкви: Ектении, Херувимские, Гимны, Антифоны и другие. Образцы богослужебной музыки Дзаттиаты были изданы в 2019 году в Цхинвале. В предисловии к сборнику священник Иаков Хетагуров отметил: «Выход в свет настоящего сборника — это важнейшая ступень к возрождению Литургии на осетинском языке и, несомненно, историческое событие для всей Алании».

Новый импульс фольклорное движение в Южной Осетии получило благодаря созданию Анисимом Дзаттиаты детско-юношеского хорового коллектива. Музыкант осознавал огромный художественный и культурный потенциал подобного хора, видел перспективы его нравственно-эстетического воздействия на подрастающее поколение. В 2006 году в Цхинвале при поддержке руководства республики был создан Государственный хор мальчиков при президенте РЮО. Дирижер был озабочен мыслью о создании именно молодёжного коллектива, что, по его справедливому мнению, должно было напрямую формировать будущее песенно-хоровой жизни осетинского фольклора. А.Дзаттиаты подчеркивал: «К великому сожалению, нынешнее состояние осетинской национальной песни, ее востребованность народом, особенно молодежью, нельзя оценивать никак, кроме как критическое. Национальную осетинскую песню уже не поют люди, моложе 45 лет. Заставить молодежь петь силой мы не можем, поэтому решено было подготовить хотя бы будущие кадры, сделать ставку на детей. В сегодняшних реалиях для нас особую значимость приобретают героико-патриотические песни, которые своими корнями уходят в глубокую древность, ибо они обостряют патриотические чувства, развивают нашу духовную культуру и национальное самосознание. Песня — это своеобразная память народа».

Несмотря на бытовые и организационные сложности, руководитель хора делает всё для развития и творческого роста коллектива, музыкант уверен в высоком предназначении хорового искусства. В одном из интервью Дзаттиаты сказал: «Какими бы не были у нас условия для работы, я, несмотря на свои годы, располагаю энергией, желанием продолжать работу с моими чудесными ребятами. Я чувствую, что я им нужен, они каждый раз с радостью бегут на репетиции, а это самое главное, что нужно нам всем».

Существующий ныне коллектив является одним из могучих средств пропаганды народно-песенного фольклора и современной национальной музыки. Хор мальчиков при президенте РЮО стал любимым в республике коллективом, он активно воздействует на формирование музыкального вкуса молодежи, выполняет большую пропагандистскую и просветительскую работу. В репертуар хора есть осетинские, русские, абхазские народные песни, сочинения современных осетинских композиторов, песни самого А.Дзаттиаты. Хор мальчиков с большим успехом выступает у себя на родине, в Северной Осетии, в Абхазии, получая горячий слушательский прием. Ежегодно хористы принимают участие в ответственных республиканских праздниках и фестивалях.

Благодаря многолетней высокопродуктивной и многогранной творческой деятельности хорового дирижёра, композитора Анисима Антоновича Дзаттиаты национальное аутентичное и профессиональное хоровое искусство Северной и Южной Осетии получило серьезные художественные импульсы, стало плодотворно развиваться в новых формах и условиях, что нашло продолжение в творчестве молодых поколений музыкантов и любителей.

Имя Анисима Дзаттиаты вписана в летопись осетинской культуры. Его имя навсегда останется в народной памяти.